Чтобы понять, о чем же в действительности идет речь, разберемся с тем, что представляет собой конвертоплан. Конвертоплан – это летательный аппарат, обладающий поворотными винтами. Во время взлета и во время посадки винты работают как подъемные, а при горизонтальном полете – как тянущие (при этом подъемная сила обеспечивается при помощи крыла самолетного типа). Конструкция конвертоплана по своей сути достаточно близка самолету вертикального взлета и посадки, но чаще всего их относят к винтокрылым летательным аппарата из-за большого диаметра винтов (сравнимого с размахом крыла) и их конструктивных особенностей. Большие винты, которыми обладают конвертопланы, позволяют им осуществлять вертикальный взлет и посадку. Но в горизонтальном полете они менее эффективны по сравнению с традиционными самолетными винтами меньшего диаметра.
Чаще всего поворотными являются не сами винты, а гондолы с двигателями и винтами (как на американском Bell V-22 Osprey), но можно встретить и такие конструкции, у которых поворачиваются лишь винты, а двигатели остаются неподвижными (к примеру, расположены в фюзеляже). Примером летательного аппарата такой схемы, у которого поворачиваются только винты, можно назвать Bell XV-3. В настоящее время наиболее известным эксплуатируемым конвертопланом является американский военный конвертоплана V-22 Osprey, полетная масса которого составляет 27,4 тонны, а скорость полета в самолетном режиме равняется 463 км/ч, в вертолетном режиме она существенно ниже – 185 км/ч. Данный конвертоплан в состоянии перевести до 24 человек десанта или взять на борт около 5 тонн груза.

Самый известный существующий конвертоплан V-22 Osprey
Идея постройки винтокрылого летательного аппарата – конвертоплана пришла в крупнейшие авиастроительные фирмы мира во второй половине 40-х годов прошлого века. Эта привлекательная идея подразумевала под собой объединение вертолета и самолета. Конструкторы многих стран бились над созданием машины, которая смогла бы совершить вертикальный взлет и посадку при помощи несущих винтов, как вертолет, а в горизонтальном полете вести себя как обычный самолет, благодаря наличию крыла и аэродинамических рулей. Для реализации данной идеи было построено большое количество экспериментальных моделей.
Однако, к сожалению, большая их часть оказалась либо существенно уступающей по совокупности технико-экономических показателей, либо неработоспособной. К началу 70-х годов XX века все же начала вырисовываться перспективная с практической точки зрения концепция, которая принадлежала вертолетостроительной фирме из США – Bell. В данной компании создавали вертолеты двухвинтовой поперечной схемы, оси несущих винтов которых во время перехода в горизонтальный полет могли поворачиваться вперед, при этом несущие винты становились самолетными тянущими винтами. Применение сравнительно несильно нагруженных вертолетных винтов не только обеспечивало безопасность при аварийной посадке в режиме авторотации (во время отказа силовой установки на взлете или в процессе висения), но и обеспечивало машине большие энергетические преимущества в сравнении с другими видами конвертопланов.
В то же время советские конструкторы, реально оценивая большое количество сложностей, связанных с разработкой преобразуемого аппарата, достаточно длительное время относились к разнообразным «сомнительным» проектам скептически. Но концепция, которая была предложена компанией Bell, показалась им убедительной. Большой опыт, имеющийся в фирме Миля по разработке вертолетов поперечной схемы и решении разнообразных связанных с ней проблем динамики и аэроупругости конструкции позволял инженерам надеяться на успех при разработке на МВЗ преобразуемого винтокрылого летательного аппарата, который имел бы поворачивающиеся оси несущих винтов.

Конвертоплан Ми-30 в горизонтальном полете
В 1972 году конструкторы МВЗ им. М. Л. Миля в инициативном порядке создали проект-предложение транспортно-пассажирского конвертоплана, получившего название Ми-30. По имеющейся в СССР терминологии он первоначально назывался вертолетом-самолетом, но позднее милевцы придумали ему свое собственное обозначение – винтоплан. Главной задачей при проектировании Ми-30 было обеспечение летно-технических параметров, в первую очередь дальности и скорости полета. Первоначально он должен был перевозить до 2 тонн груза и 19 человек десанта.
В качестве силовой установки для новой машины планировалось использовать 2 двигателя ТВ3-117, размещенных над грузовой кабиной, двигатели должны были приводить в действие с помощью трансмиссии 2 несуще-тянущих винта, имеющих диаметр в 11 м. каждый. Винты были расположены по концам консолей крыла. Расчетная скорость полета Ми-30 оценивалась в 500-600 км/ч, а дальность полета должна была составить 800 км. Взлетная масса машины – 10,6 т. К исследованиям в рамках реализации данной программы милевцы смогли подключить ЦАГИ. Вскоре совместными усилиями была начата постройка аэродинамического стенда для проведения испытаний модели винта. В то же время конструкторы ОКБ Миля создали экспериментальную летающую радиоуправляемую модель винтоплана, чтобы в полете изучить переходные режимы, управляемость и устойчивость аппарата.
В процессе разработки заказчик захотел увеличить грузоподъемность Ми-30 до 3-5 тонн, а пассажировместимость довести до 32 человек. В результате этого проект винтоплана был переделан под использование 3-х форсированных двигателей ТВ3-117Ф. При этом диаметр несуще-тянущих винтов вырос до 12,5 м., а взлетная масса Ми-30 до 15,5 т. К началу 1980-х годов конструкторы и ученые из МВЗ успели проработать ряд возможных схем, компоновок и конструкций агрегатов машины, провели основательные аналитические исследования проблем динамики конструкции, аэроупругости, динамики полета и аэродинамики, характерной для преобразуемых аппаратов.
Учитывая глубину проработки проекта, имеющийся многолетний заводской опыт решения трудных задач, Комиссия Президиума Совмина СССР по вопросам вооружения в августе 1981 года издала постановление о создании вертолета Ми-30 с преобразуемой несущей системой (винтоплана). Созданное техническое предложение было представлено на рассмотрение заказчика и институтов МАП. Военные одобрили создание машины, но потребовали поставить на винтоплан более мощные двигатели – 2 двигателя Д-136, расчетная масса конвертоплана возросла до 30 т.

Схема конвертоплана Ми-30С
উন্নয়নের পরবর্তী বছরগুলিতে, ব্যবহৃত পাওয়ার প্ল্যান্টের ধরন বেশ কয়েকবার পরিবর্তিত হয়েছে। 2 এবং 3 TV7-117 ইঞ্জিন বা দুটি D-27 সহ বিকল্পগুলি বিবেচনা করা হয়েছিল। একই সময়ে, Mi-30 এর টেকঅফ ওজন ছিল যথাক্রমে 11, 20 এবং 30 টন। প্রাথমিক পর্যায়ে, কিছু ধরণের অস্থিরতার গণনা, যন্ত্রের প্রাকৃতিক দোলন, ভারসাম্য বৈশিষ্ট্য, "বায়ু অনুরণন" এর স্ব-দোলন সহ শক্তির ক্ষেত্র, বায়ুগতিবিদ্যা এবং গতিবিদ্যার ক্ষেত্রে মৌলিক তাত্ত্বিক গবেষণা করা হয়েছিল। প্রকার, উল্লম্ব অটোরোটেশন মোড, "ন্যাসেল ফ্লাটার", "কর্ডাল ফ্লাটার" ইত্যাদি। রোটারক্রাফ্টের পরিবহন দক্ষতা, ক্যারিয়ার সিস্টেমের ভর নির্ধারণ করা হয়েছিল, প্রপেলারের প্যারামিটার, এমপেনেজ এবং উইং, প্রপেলারের দক্ষতা, প্রপেলার ব্লেডের পরামিতি এবং এতে চাপ নির্বাচন করা হয়েছিল। প্রোপেলার, ট্রান্সমিশন, উইং এবং অন্যান্য ইউনিটগুলির জন্য বিভিন্ন ডিজাইনের বিকল্পগুলি তৈরি করা হয়েছিল।
ফলস্বরূপ, এমআই-30 তৈরি করা 1986-1995 সালের রাষ্ট্রীয় অস্ত্র কর্মসূচিতে অন্তর্ভুক্ত করা হয়েছিল। দুর্ভাগ্যবশত, ইউএসএসআর-এর পতন এবং উদ্ভূত অর্থনৈতিক সমস্যার কারণে, এমআই-30 প্রপেলার প্লেন বিশ্লেষণাত্মক এবং নকশা গবেষণার পর্যায় থেকে বেরিয়ে আসেনি। ইউএসএসআর-এর অস্তিত্বের শেষ বছরে, ওকেবি বিশেষজ্ঞরা 3টি ভিন্ন প্রপেলার প্লেন ডিজাইন করেছিলেন: Mi-30S, Mi-30D এবং Mi-30L, যার বহন ক্ষমতা যথাক্রমে 3,2, 2,5 এবং 0,95 টন এবং যাত্রী ক্ষমতা ছিল। 21, 11 এবং 7 জনের মধ্যে। প্রথম 2টি কনভার্টিপ্লেনগুলির সর্বোচ্চ টেকঅফ ওজন ছিল 13 টন৷ তাদের 2টি TV7-117 ইঞ্জিন থেকে পাওয়ার প্ল্যান্ট এবং তৃতীয় Mi-30L (3,75 টন ওজনের) 2 AL-34s থেকে পাওয়ার প্ল্যান্ট দিয়ে সজ্জিত করার পরিকল্পনা করা হয়েছিল৷ যুদ্ধের বিকল্পগুলি তৈরিতেও কাজ করা হয়েছিল।
В начале 1990-х годов изучалась возможность участия МВЗ им. М. Л. Миля в европейских проектах и программах, в том числе «Еврофар» и «Эврика», которые были направлены на создание конвертопланов аналогичных Ми-30. Но в то время в России еще не было условий для организации такого рода совместных проектов.
তথ্যের উত্স:
-http://www.mi-helicopter.ru/eng/index.php?id=158
-http://alternathistory.org.ua/proekt-vertoleta-mi-30-rossiya
-http://ru.wikipedia.org/