সামরিক পর্যালোচনা

Ту-95Н. Единственный и весьма непохожий на других

12



Наш рассказ о единственном оставшемся экземпляре самолета Ту-95Н, который находится в авиамузее в Монино.

Самолет действительно непростой, равно как и непростой была задача, для реализации которой он был предназначен.

Первоначально это был Ту-95 модификации «А», то есть стратегический бомбардировщик — носитель ядерного অস্ত্র со всеми вытекающими последствиями. Специальная (по идее) окраска, поглощающая излучение, система обогрева и термоизоляция бомбового отсека, светозащитные и опять же освинцованные шторки на иллюминаторах для экипажа.

Но судьба конкретно этого самолета отличалась от судьбы собратьев.

30 июля 1955 г. вышло постановление Совмина о начале работ над составной ударной стратегической системой, состоящей из сверхзвукового бомбардировщика PC разработки ОКБ-256 главного конструктора П. В. Цыбина и самолета-носителя Ту-95Н.

Предполагалось, что до момента отделения PC будет размещаться в полуутопленном положении в бомбовом отсеке Ту-95Н на специальной подвеске.

После отделения ударный самолет должен был разгоняться до крейсерской скорости 3000 км/ч. Его возвращение на борт Ту-95Н не предусматривалось.

В целом — этакая модель ядерного камикадзе.

Расчетная досягаемость этой системы должна была составлять 12 500 — 13 500 км. ОКБ-156 предписывалось переоборудовать в Ту-95Н один из серийных Ту-95.

У Туполева эту тему возглавил И. Ф. Незваль. Во второй половине 1956 г. после совместных с ОКБ-256 предварительных проработок началось проектирование. Работы велись сначала в Жуковском, а затем в филиале ОКБ-156 в Томилино. Подвеска PC потребовала значительного изменения конструкции фюзеляжа и ряда агрегатов Ту-95 (речь шла о грузе массой 30-40 т с достаточно большими габаритами).

Для верности взаимную увязку всех систем проводили на натурном макете. К концу лета 1957 г. проектирование удалось завершить, и на завод №18 стали поступать рабочие чертежи, по которым и переделывали специально выделенный бомбардировщик.

В 1958 г. готовый самолет-носитель перелетел на аэродром ЛИИ, однако Совмин принял решение о прекращении работ над системой PC.

Что представлял собой РС? Есть смысл уделить внимание этому проекту, хотя бы для того, чтобы осознать, какая работа была затрачена на создание Ту-95Н.

Первоначально речь шла о создании составной বিমান চালনা системы, состоящей из сверхзвукового самолета-носителя, рассчитанного на максимальную скорость, соответствующую М=1,5-2,0, и ударного подвесного сверхзвукового бомбардировщика, вооруженного ядерной бомбой.

Радиус действия системы должен был обеспечивать поражение целей в США без захода самолета-носителя в активную зону поражения средств американской ПВО, а дальность полета самолета-носителя и подвесного самолета — их возвращение на базы в СССР или их союзников.

В июле 1954 года выходит официальное правительственное постановление на разработку подобных систем, работы разворачиваются в ОКБ-23 и ОКБ-156, близкие по тематике работы ведутся в коллективах под руководством Р. Л. Бартини, П. В. Цыбина, подготавливает свой проект А. С. Москалев.

4 марта 1954 г. П. В. Цыбин направил в правительство предложение о создании пилотируемого сверхзвукового дальнего бомбардировщика со скоростью полета 3000 км/ч, практическим потолком 30 000 м и дальностью 14 000 км. Работы над проектом реактивного самолета под руководством П. В. Цыбина велись в Бюро новой техники ЦАГИ группой специалистов в составе В. Б. Шаврова, А. С. Кондратьева, О. В. Елисеева, И. К. Костенко.

Согласно проекта разрабатывался самолет с передним и хвостовым оперениями и рекордно тонким (С=2,5%) трапециевидным крылом малого удлинения с двумя прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД) на концах.

На расстоянии 50 км до цели хвостовая часть самолета с оперением, представлявшая собой крылатую бомбу на основе изделия 244Н, должна была отделяться и планировать на цель, а самолет должен был возвращаться на аэродром базирования.

При работе над эскизным проектом схему самолета изменили на обычную, бомбу разместили под фюзеляжем в полуутопленном положении.

Собственная дальность полета PC по расчетам не превысила 7500 км, поэтому предусматривались применение воздушного старта с самолета-носителя Ту-95Н (на удалении до 4000 км от места базирования) с последующим набором высоты и разгоном до 3000 км/ч с помощью двух спаренных ускорителей с ЖРД и крейсерский полет на маршевых СПВРД (РД-013 тягой по 4400...4500 кгс, разрабатывавшихся в ОКБ-670 М.М. Бондарюка).

Расчетная суммарная дальность полета PC составляла 12 500...13 500 км. Эскизный проект был выпущен 31 января 1956 г.



Самолет Ту-95Н был модернизирован только в 1958 г., а с 1956 в ОКБ Туполева начали прорабатываться специальные сверхзвуковой носители — самолеты «108» и «109», которые могли также оснащаться и подвесными ударными самолетами Ту-100 или «113».

В дальнейшем выяснилось, что термоядерная бомба весом не менее 3000 кг в сочетании с необходимостью размещения на борту пилота со всеми необходимыми системами жизнеобеспечения для полета продолжительностью несколько часов не позволяют уложиться в заданные ограничения по массе.

После успешных пусков межконтинентальных баллистических ракет (первый полет МБР Р-7 на расчётную дальность состоялся 21 августа 1957) работы по крылатым носителям ядерного оружия были сокращены.

Самолет РС так и не был построен, а вот Ту-95Н, которому не нашлось должного применения, оказался в Монино, где стоял в варианте неэкспонируемого, постепенно приходя в негодность.









Сегодня этим самолетом занимается бригада добровольных восстановителей под руководством Алексея Почерникова.

Предлагаем ознакомиться с самолетом по рассказу Алексея, человека, знающего машину, а самое главное — нежно обожающего этот самолет.

লেখক:
12 মন্তব্য
বিজ্ঞাপন

আমাদের টেলিগ্রাম চ্যানেলে সাবস্ক্রাইব করুন, ইউক্রেনের বিশেষ অপারেশন সম্পর্কে নিয়মিত অতিরিক্ত তথ্য, প্রচুর পরিমাণে তথ্য, ভিডিও, এমন কিছু যা সাইটে পড়ে না: https://t.me/topwar_official

তথ্য
প্রিয় পাঠক, একটি প্রকাশনায় মন্তব্য করতে হলে আপনাকে অবশ্যই করতে হবে লগ ইন.
  1. একই LYOKHA
    একই LYOKHA 7 আগস্ট 2017 05:52
    +10
    Сегодня этим самолетом занимается бригада добровольных восстановителей под руководством Алексея Почерникова.


    Удачи АЛЕКСЕЮ и его бригаде пожелаю...хорошее дело делают.
  2. অ্যামুরেটস
    অ্যামুরেটস 7 আগস্ট 2017 06:38
    +2
    После успешных пусков межконтинентальных баллистических ракет (первый полет МБР Р-7 на расчётную дальность состоялся 21 августа 1957) работы по крылатым носителям ядерного оружия были сокращены.

    Ну ракета Р-7 много интересных тем в авиации закрыла, ещё бы чуть-чуть и Хрущёв полностью бы закрыл военную авиацию и оставил бы только ракеты. Авторы спасибо, про эту разработку я даже не читал, хотя она похожа тему В-58 "Хастлер" в ВВС США.
    1. আলেক্সি আর.এ.
      আলেক্সি আর.এ. 7 আগস্ট 2017 14:08
      +5
      উদ্ধৃতি: আমুর
      Ну ракета Р-7 много интересных тем в авиации закрыла, ещё бы чуть-чуть и Хрущёв полностью бы закрыл военную авиацию и оставил бы только ракеты.

      Это вряд ли. "Под нож" при НСХ пошла не вся авиация, а лишь та, которая кидалась чугунием и стреляла пушками. Зато авиационно-ракетные комплексы, в которых самолёт представлялся как подвижная высокоскоростная ПУ для ракеты, продолжали жить и развиваться.
      Показательный пример - судьба Ил-28 и Ту-16. Первый "не смог в ракеты" - и был безжалостно уничтожен. А вот Ту-16 переродился из чистого бомбера в бомбардировщик-ракетоносец - и не просто выжил при НСХ, а начал усиленно плодиться и размножаться. হাসি
    2. ডিমারভ্লাদিমার
      ডিমারভ্লাদিমার 9 আগস্ট 2017 14:42
      +1
      উদ্ধৃতি: আমুর
      Ну ракета Р-7 много интересных тем в авиации закрыла, ещё бы чуть-чуть и Хрущёв полностью бы закрыл военную авиацию и оставил бы только ракеты.


      এটি একটি অতিরঞ্জন।
      Например по теме сверхзвукового реактивного бомбардировщика на замену Ил-28 сразу 3 фирмы готовили проекты и строили прототипы:
      - Tupolev ডিজাইন ব্যুরো "98" (Tu-98) প্রকল্পে নিযুক্ত ছিল - NW এ উড়তে সক্ষম একটি Tu-16 বিমান,
      - КБ Ильюшина с Ил-54 (не пошел в серию)
      - КБ Яковлева на базе опытного Як-125Б разрабатывало Як-26 (выпущен малой серией 10 машин) и 3 самолета были переделаны как опытные под шифром Як-129 (в серии Як-28) к 1958 г.

      Сразу 3 взаимно конкурирующих проекта! Это не похоже на "закрытие тем" - просто тянуть сразу 3 дорогостоящие разработки (а Ил-54 и Як-26 очень схожи по ТТХ) - было как минимум не рационально. Впрочем появление в 1959 году истребителя-бомбардировщика F-105 сделало все эти проекты не конкурентными.
    3. ডিমারভ্লাদিমার
      ডিমারভ্লাদিমার 9 আগস্ট 2017 14:46
      +1
      উদ্ধৃতি: আমুর
      Ну ракета Р-7 много интересных тем в авиации закрыла, ещё бы чуть-чуть и Хрущёв полностью бы закрыл военную авиацию и оставил бы только ракеты


      В целом верное решение (не только потому что я сам выпускник ракетного КБ) - с появлением ЗРК и с учетом плотности ПВО США - шансов на прорыв бомбардировщиков были мизерны, а на возвращение и того меньше.
      В отличии от межконтинентальных ракет, которые и сейчас остаются фактором сдерживания.
      А тянуть и авиацию и ракеты - было дорого.
  3. কুগেলব্লিটজ
    কুগেলব্লিটজ 7 আগস্ট 2017 07:00
    +5
    В целом – этакая модель ядерного камикадзе.


    চলে আসো! wassat А если поглядеть на варианты мозгового штурма вариантов Б-58?! Цель была проще на тот момент, так как не было еще дальнобойных стратегических крылатых ракет. А отказались от него из-за Х-20, а не Р-7, на базе того же Ту-95 меж прочим. Отказавшись от требований к возвращению на базу и систем жизнеобеспечения, снизив дальность, удалось нарастить полезную нагрузку до трехмегатонной БЧ.

    1. অ্যামুরেটস
      অ্যামুরেটস 7 আগস্ট 2017 14:53
      0
      kugelblitz থেকে উদ্ধৃতি
      А отказались от него из-за Х-20, а не Р-7, на базе того же Ту-95 меж прочим.

      Ну здесь позвольте не согласиться. В эту пору разрабатывались и проходили испытания на полигоне Ачалук крылатая ракета Ла-350 "Буря" и готовилась к испытаниям М-40 "Буран" ОКБ №23 Мясищева. После успешных запусков ракеты Р-7, по остальным ракетам работы прекратились. По одному из прочитанных мнений НСХ заявил, что страна не потянет все эти проекты. Возможно повлияло то что аммериканцы тказались от своих проектов. Интересная статья по ссылке.http://alternathistory.livejournal.com/114
      1937.html
      Здесь можно только спорить, а вот истина лежит где-то в другой плоскости. http://testpilot.ru/russia/lavochkin/la/350/burya
      .htm
      1. কুগেলব্লিটজ
        কুগেলব্লিটজ 9 আগস্ট 2017 11:16
        0
        Это стартующие с земли ракеты, конкурирующие именно с баллистической. Х-20 это воздух-поверхность сходная по назначению с РСР.
      2. ডিমারভ্লাদিমার
        ডিমারভ্লাদিমার 9 আগস্ট 2017 15:03
        0
        উদ্ধৃতি: আমুর
        Ачалук крылатая ракета Ла-350 "Буря" и готовилась к испытаниям М-40 "Буран" ОКБ №23 Мясищева.


        По этим проектам были проблемы с системой наведения (точность около 10 км!) и сомнения в преодолении ПВО США.
    2. আইলাইন
      আইলাইন 7 আগস্ট 2017 19:51
      +1
      У Х-20 дальность полёта в стандартных условиях не превышала 400 километров. Так что она и близко не стояла по этому параметру с РС и конкурентом быть не могла.
      1. কুগেলব্লিটজ
        কুগেলব্লিটজ 9 আগস্ট 2017 11:14
        +1
        Тащемта РСРу надо было на базу возвращаться, или полет у него был всего лишь в один конец? Кстати какая у него боевая нагрузка? Тем более характеристики были бумажными, на деле та же Буря летала прилично меньше.
  4. ফিল743
    ফিল743 ফেব্রুয়ারি 23, 2018 17:45
    0
    Сегодня этим самолетом занимается бригада добровольных восстановителей под руководством Алексея Почерникова.
    Огромная благодарность Алексею и его ребятам, девушке отдельное мерси hi . Очень нужным и полезным делом вы заняты, сохранением памяти. по крохам, по крупицам. Чтобы потомки могли гордиться! И, с Праздником вас, ребята