সামরিক পর্যালোচনা

Солдаты двух стихий

28
Внедрение воздухоплавательных аппаратов может существенно повысить боевые возможности российского নৌবহর, причем с относительно малыми затратами. Преимущества дирижаблей и аэростатов наиболее очевидны при ведении морской оперативной и тактической разведки, борьбе с субмаринами, создании радиолокационного маловысотного поля в системе ПВО.


В войне на море аэростаты и дирижабли нашли применение раньше, чем বিমানচালনা. Первоначально их использование ограничивалось разведкой, корректировкой огня при стрельбе корабельной артиллерией по невидимым целям. В дальнейшем – уже к 1915 году, и тому есть множество примеров – именно с дирижаблей немцы наносили удары авиабомбами по кораблям в базах и даже в море.

Для переоценки возможностей хорошо забытого старого рассмотрим задачи, которые решают современные флоты. В мирное время это удержание от применения силы или угрозы ею, создание и поддержание условий для безопасной хозяйственной деятельности нашей страны, обеспечение присутствия РФ в Мировом океане, демонстрация флага, визиты кораблей и судов ВМФ, участие в отвечающих национальным интересам военных, миротворческих и гуманитарных акциях, а также защита свободы открытого моря.

Что будет делать флот в лихую годину, тоже ясно: оборонять внутренние морские воды, отстаивать суверенные права в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Анализ особенностей боевых действий при решении этих задач определяет возможные сферы применения дирижаблей и аэростатов. Сопоставление сильных и слабых сторон воздухоплавательных аппаратов показывает: эти области могут быть весьма разнообразными. Остановимся на тех, где преимущества дирижаблей и аэростатов наиболее очевидны.

Борцы с авианосцами

Исторически аэростаты и дирижабли вели разведку вражеских надводных кораблей и подлодок, корректировали артстрельбу для их уничтожения. Эта задача актуальна и сегодня. Начнем с оценки возможности применения дирижаблей в борьбе с походным ордером надводных сил противника, прежде всего авианосным. Для этого создаются разнородные ударные соединения (РУС), включающие надводные корабли, подлодки и морскую авиацию. Главная ударная сила в них – ПКР большой и средней дальности. Чтобы они поразили цель на максимальном расстоянии, нужно получить целеуказания от внешних источников.

Решающее условие успешности действий РУС – своевременное обнаружение авианосной группы противника и длительное слежение за ней, без этого весьма проблематично создать необходимое оперативное построение, позволяющее организовать одновременный удар групп кораблей и субмарин с разных направлений.

Авианосные соединения вероятного противника обладают мощной ПВО, эшелонированной до 500 и более километров от ядра боевого порядка. Поэтому, действуя в одиночку или малыми группами, самолеты-разведчики, оказавшись в дальней зоне ПВО АУГ, будут весьма быстро уничтожены истребителями. АПЛ для надежной классификации ордера должны войти как минимум в среднюю зону противолодочной обороны, откуда предстоит периодически выходить на связь для наведения или целеуказания, что делает их весьма уязвимыми, а получение точных разведданных – трудновыполнимой задачей.

Создание дирижабля, пилотируемого или беспилотного, оснащенного мощной РЛС, способного обнаруживать крупные надводные корабли противника на удалении до 500 километров, вести разведку при противодействии ПВО, – наиболее эффективный путь. На нем должны быть также комплект средств радиотехнической и радиоразведки и первичной обработки данных, аппаратура выдачи целеуказания на носители ПКР, средства дальней связи, позволяющие обмен информацией в реальном времени. Для защиты от атак истребителей целесообразно иметь ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности с ТГСН и пушки.

Солдаты двух стихий


Боевая устойчивость дирижабля в зоне ПВО АУГ будет достаточно высокой. Особенно если учесть тот факт, что выход в район вероятного нахождения авианосной группы может быть в режиме радиомолчания.

С дирижабля целесообразно разведывать важные в оперативном отношении акватории. Его непрерывное нахождение в воздухе, по крайней мере на время ведения первых морских операций, определяется автономностью шесть – восемь суток. При этом дальность полета аппарата должна быть не менее 2000–3000 километров, а рабочая высота – до 5000 метров. Для дирижаблей требования весьма скромные, если сравнивать, к примеру, с построенным в 1936 году «Гинденбургом», летавшим из Европы в Южную Америку.

Исходя из состава предполагаемого вооружения и техоснащения воздушный корабль должен поднимать порядка 45–50 тонн. За 10–15 часов он сможет обследовать важный оперативный район площадью до 800 тысяч квадратных миль, вести наблюдение за ордером противника и выдавать разведданные в реальном времени в течение всего боя. Каждому из наших океанских флотов требуется три-четыре дирижабля, что позволит постоянно контролировать прилегающие к побережью важные районы морей и океанских зон. На Балтийском и Черноморском флотах достаточно иметь по два дирижабля, габариты которых вполне позволят держать их на наземной базе. Надо заметить, что возможности этих летательных аппаратов избыточны для закрытых МТВД. Их размещение там можно оправдать лишь стандартизацией вооружения и необходимостью маневра между ТВД, когда дирижабли могут быть задействованы для наращивания сил.

Весьма привлекательно применение дирижаблей для решения задач ПЛО. Действия противолодочной авиации предполагают длительное пребывание ЛА в районе поиска с маневрами на относительно малых скоростях. Высоты полета – в пределах от 100–200 метров (при использовании магнитометра) до 1000–2000 метров (при использовании РГАБ), но это же оптимальные режимы использования дирижаблей. Более высокая скрытность их действий в сравнении с самолетами ПЛО и отличная боевая устойчивость перед средствами ПВО предполагают успешное использование против ПЛАРБ вероятного противника в любых акваториях. Сегодня это фактически невозможно сделать имеющимися в ВМФ РФ противолодочными средствами.

Продолжительность операций против субмарин может колебаться от трех-четырех до шести-семи суток. Соответственно автономность дирижаблей ПЛО должна быть около 7–15 суток. При этом дальность полета – не менее 8000–9000 километров (с учетом возможности действий в вероятных районах патрулирования американских ПЛАРБ). ЛА должен располагать поисково-прицельной системой с использованием РГАБ, РЛС, магнитометра, а также средств обнаружения кильватерного следа. Для уничтожения субмарин на воздушном корабле требуется арсенал, которого должно хватить на всю «автономку» – 8–10 малогабаритных торпед. Таким образом, это должен быть крупный пилотируемый аппарат грузоподъемностью 40–50 тонн.

В прилегающих к российскому побережью районах морей и океанов, а тем более в акваториях дальней морской и океанской зон противолодочным дирижаблям будут противодействовать средства ПВО противника. Для защиты от них нужен арсенал, аналогичный установленному на дирижабли для разведки.

По расчетам, один ЛА способен обнаружить и уничтожить субмарину за время ведения противолодочной операции с вероятностью около 0,8 в районе площадью до 50 тысяч квадратных миль. На наших океанских флотах должно быть до 10–12 таких дирижаблей. Из них три – пять могут действовать против ПЛАРБ в дальней морской и океанской зонах. Остальным найдутся дела в прилегающих к побережью акваториях. На закрытых МТВД достаточно иметь по три-четыре таких дирижабля.

Другой важнейшей задачей станет контроль воздушного пространства для обеспечения ПВО корабельных соединений. Для ввода в бой дежурных на палубе корабельных истребителей необходимо обнаруживать авиагруппы на удалении не менее 600–700 километров. Это позволит ввести их в бой на удалении 250–300 километров от охраняемых кораблей, то есть до рубежа пуска самолетами противника противокорабельных и противорадиолокационных ракет.

Сегодня эта задача в ВМФ России решается за счет использования самолетов ДРЛО берегового базирования А-50 и его модификаций или вертолетами Ка-31. Первые могут действовать только в пределах ближней морской зоны. При этом, учитывая их малое число, организовать непрерывный контроль воздушного пространства даже там не представляется возможным. Действия таких самолетов в интересах флота будут эпизодическими. Вторые обладают весьма ограниченными возможностями по дальности обнаружения воздушных целей, времени патрулирования.

Проблему можно решить дирижаблями ДРЛО. В системе ПВО они могут заняться обнаружением на больших удалениях воздушных целей, наблюдением за ними, наведением истребителей, а также трансляцией данных на корабельные и наземные посты управления средствами ПВО, в частности истребительной авиацией. Бортовая РЛС должна обнаруживать воздушные цели на таком удалении, чтобы своевременно навести самолеты прикрытия, то есть не менее 300–400 километров. Дальность трансляции сведений на корабли и наземные пункты управления ПВО должна быть не менее 1500 километров.

Дирижабли ПВО помогут наладить непрерывный контроль воздушного пространства, когда противоборство в воздухе вступит в наивысшую фазу. Соответственно их автономность должна быть 7–15 суток – как и противолодочных, а дальность полета позволять действовать во всей ближней морской, а также в районах дальней и океанской зон, где проводятся операции по разгрому крупных корабельных соединений противника, то есть до 3000–4000 километров. Средствами самообороны такой дирижабль оснащать нет нужды, поскольку его боевая устойчивость будет обеспечиваться в общей системе района ПВО или корабельного соединения. Исходя из состава предполагаемого вооружения и технического оснащения аппарат должен поднимать порядка 35–40 тонн, то есть по габаритам быть близким к ранее рассмотренным.

Чтобы обеспечить непрерывный контроль ближней морской зоны и получить возможность выделения двух дирижаблей для ведения операций в дальней морской и океанской зонах, на каждом из наших океанских флотов необходимо иметь по пять-шесть таких ЛА ДРЛО. На флотах закрытых МТВД достаточно двух воздухоплавательных судов на каждом.

Аэростаты-тактики

Возможности применения таких ЛА в ВМФ РФ не ограничиваются оперативным уровнем. Они могут пригодиться и для решения тактических задач. Остановимся на наиболее актуальных. Первая – разведка при борьбе с ракетными катерами и оборона от маловысотных СВН. Особенности действий катерников – из засады, внезапно, малыми группами в прибрежной зоне – делают ключевой в организации обороны задачу непрерывного контроля морского пространства на глубину до 200–300 километров от ордера надводных кораблей. Существующими средствами групп, особенно не располагающих общими возможностями базирования палубной авиации, этого обеспечить нельзя. Главным образом потому, что дальность обнаружения корабельными средствами катеров, ограничиваемая радиогоризонтом, не превышает 30–40 километров (если катера не используют РЭС, стреляя по данным внешних источников целеуказания). Аналогичная ситуация и с маловысотными СВН. Чтобы увеличить дальность их обнаружения до требуемых 200–300 километров, нужно поднять антенну на 2000–3000 метров. Это вполне возможно, если использовать буксируемый кораблем беспилотный аэростат, на котором размещена РЛС, способная обнаруживать маловысотные СВН и катера на дальности 250–300 километров. Ее питание, как и других РЭС аэростата, подается через кабель – привязной трос. Требуемая грузоподъемность может быть оценена (с учетом веса кабеля) в пределах 7–10 тонн. Это аэростат среднего размера. В сложенном состоянии для него вполне можно найти место на кораблях класса фрегат и более. Два-три таких аэростата в корабельной группе создадут сплошное маловысотное радиолокационное поле на угрожаемых направлениях с достаточной глубиной. Это позволит применить ПКО по катерам до их выхода для залпа или средства ПВО против СВН на всех высотах, включая малые, что особенно актуально в связи с принятием на вооружение ВМФ РФ перспективных комплексов ПВО, позволяющих вести стрельбу по СВН за пределами радиогоризонта.

Проведенный анализ не полон – спектр возможных задач боевых воздухоплавательных аппаратов может оказаться существенно шире. Однако на его основе можно сделать вывод о том, что дирижабли и аэростаты существенно повысят боевые возможности флота, причем при относительно скромных затратах. Для начала целесообразно сосредоточить усилия на разработке и принятии на вооружение четырех приоритетных типов воздухоплавательных аппаратов: дирижаблей оперативной разведки ОиМТВД, противолодочных и ДРЛО наземного базирования, а также корабельных аэростатов. В дальнейшем по мере накопления опыта, совершенствования технологий производства воздухоплавательных аппаратов возможно создание более широкого спектра ЛА не только разведывательного, но и ударного назначения.
লেখক:
মূল উৎস:
http://vpk-news.ru/articles/37111
28 মন্তব্য
বিজ্ঞাপন

আমাদের টেলিগ্রাম চ্যানেলে সাবস্ক্রাইব করুন, ইউক্রেনের বিশেষ অপারেশন সম্পর্কে নিয়মিত অতিরিক্ত তথ্য, প্রচুর পরিমাণে তথ্য, ভিডিও, এমন কিছু যা সাইটে পড়ে না: https://t.me/topwar_official

তথ্য
প্রিয় পাঠক, একটি প্রকাশনায় মন্তব্য করতে হলে আপনাকে অবশ্যই করতে হবে লগ ইন.
  1. প্রক্সিমা
    প্রক্সিমা জুন 10, 2017 15:40
    +3
    В войне на море аэростаты и дирижабли нашли применение раньше, чем авиация. Первоначально их использование ограничивалось разведкой, корректировкой огня при стрельбе корабельной артиллерией по невидимым целям. В дальнейшем – уже к 1915 году, и тому есть множество примеров – именно с дирижаблей немцы наносили удары авиабомбами по кораблям в базах и даже в море. (из текста).

    Наверное всё-таки скоро наступит аэростатно-дирижаблевый ренессанс. Особенно это касается стратостатов. Напомню, что современные технологии позволяют их подымать с человеком на 40 км и более! Ни каким высотным самолётам-разведчикам такие показатели даже и не снились. Напомню, что У-2 Пауэрса сбили на высоте 21 км на технологическом пределе.
  2. ভেনায়া
    ভেনায়া জুন 10, 2017 15:53
    +1
    .. вести стрельбу по СВН за пределами радиогоризонта.

    Если всё это сделать не дорого, то почему-бы использовать проверенные опытом старые изобретения. Напомню, на морских кораблях используют высокие мачты как раз для увеличения видимого горизонта, недорогой дирижабль здесь значительно увеличивает любые возможности (разведка, корректировка средствами поражения) даже небольшого корабля.
  3. vpk72
    vpk72 জুন 10, 2017 16:36
    +3
    дирижабли и аэростаты имеют смысл только в беспилотном варианте.
    В случае помещения на них ценной нагрузки требуется
    надежное управляемое движение во время задания и возвращение,
    что усложняет конструкцию и делает её не дешевле обычного дрона.
    Так что пригодны для массового(а иначе нечего огород городить) использования
    только привязные модели.
  4. tchoni
    tchoni জুন 10, 2017 16:47
    +2
    очередной "Обой", грозно на границе стоящий и тень на гейропы роняющий.

    Для защиты от атак истребителей целесообразно иметь ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности с ТГСН и пушки.
    это перл, вообще. Их на самолеты то длро не ставят, станцией рэб ограничиваясь.
    Из сказанного автором, немного разумного зерна можно отыскать в идее привязного аэростата ДЛРО для фрегата-корвета. И то это, по идее должен быть беспилотный аппарат легкого класса.
    1. ডার্ট 2027
      ডার্ট 2027 জুন 10, 2017 18:18
      +3
      tchoni থেকে উদ্ধৃতি
      разумного зерна можно отыскать в идее привязного аэростата ДЛРО для фрегата-корвета

      У наземного варианта тоже есть рациональное зерно. Самолеты ДРЛО штука очень дорогая, да и топлива им надо мама не горюй. Конечно ударный дирижабль - это маловероятно, но летающий радар - вполне.
      1. tchoni
        tchoni জুন 10, 2017 22:21
        0
        тем не менееамериканцы свою программу дирижаблей длро свернули. хотя она у них неплохо работала
        1. ডার্ট 2027
          ডার্ট 2027 জুন 10, 2017 22:30
          0
          Ну у них бюджет совершенно другой.
          Да и как она работала тоже вопрос - попадалась статья о том, что им не удалось добиться необходимой грузоподъемности.
    2. ওয়াজ্জা
      ওয়াজ্জা জুন 10, 2017 20:36
      0
      Все ставят и пушечные КОУ, и на английских ПЛО/ДРЛО ракеты AIM-9 стояли.
  5. মেটলিক
    মেটলিক জুন 10, 2017 16:57
    +1
    7-15 дней автономности это очень скромно. В перспективе можно ожидать аппарат с несколькими месяцами работы без пополнения топлива и обслуживания. Но даже неделя непрерывной разведки сейчас - была бы отличным результатом.
    Превосходя в скорости корабли, дирижабль не отпустит эскадру, но сам сможет держаться на безопасном расстоянии, и при необходимости уйти.
    Думаю, у дирижабля есть резервы повышения живучести, даже при поражении его ракетой.
    1. লোপাটভ
      লোপাটভ জুন 10, 2017 19:09
      +3
      Французы планируют запустить уже в 20-м году StratoBus, 250кг полезная нагрузка, для неё 5кВт питание, 20 км. макс. высота, 110 км/ч макс. скорость при работающей аппаратуре, автономность в 5 месяцев
  6. mac789
    mac789 জুন 10, 2017 18:52
    0
    С десяток над северным полярным кругом подвесить... С дальнобойными крылатыми ракетами, а лучше с МБР. Будет штука получше БЖРК и никакой быстрый глобальный удар уже американцам не поможет. А американское ПРО на старте их там не достанет
    1. বড়চুদা
      বড়চুদা জুন 10, 2017 19:42
      +2
      Ну да, тонн 30-ть со всем гамбузом минимум , дерижабль аж поскачет по облакам и за ними ..
      Чуток мозги включите..пожалуйста. hi Уж не обижайся .
      Можно конечно в танчики поиграть , захватить империю на крайняк.
      1. mac789
        mac789 জুন 10, 2017 20:27
        0
        А какая была грузоподъёмность у "Гиденбурга" ?...
        1. ওয়াজ্জা
          ওয়াজ্জা জুন 10, 2017 21:04
          0
          примерно 102 тонны полезной нагрузки চোখ মেলে
      2. mac789
        mac789 জুন 10, 2017 21:50
        0
        Итого кому мозги включать та?...
  7. mac789
    mac789 জুন 10, 2017 20:35
    0
    И кстати, можно сделать ещё проще. Заказать в США пару авианосцев... Через три дня Мак Кейн станет лучшим другом России, и лично прибежит вступать в КПРФ... Ну или в Единую Россию на худой конец. :-))
  8. mar4047083
    mar4047083 জুন 10, 2017 21:25
    +1
    Смелый проект. Только он нужен ,если дерижабль будет действовать в режиме радиомолчания. Предлагаю использовать привязные аэростаты. Поднимать их нагретым воздухом (экономия на гелеи ,в масштабах страны немалые деньги) .Привязь является телеграфным кабелем ,по которому передаются данные в режиме он лайн. Перспективность такого рода проектов нам ,вдумчивым читателям ,ежегодно демонстрируют слёты воздухоплавателей. Аэростат это наше будущие.Дерижабль пережиток гнусных времён кайзеровской германии. Смелые опыты в нормальных цивилизованных и демократических государствах показали полную бесперспективность данного вооружения. Мы , как истинные наследники древнеарийских племён должны ратовать за аэростат ,поднимаемый в воздух исключительно с помощью горелки. Немаловажный довод - корзина из ивовых прутьев обеспечит необходимую безопасность экипажа в зкстренных случаях , тогда как на дерижаблях наблюдается нехороший эффект "штемпеля" .
    1. mac789
      mac789 জুন 10, 2017 21:54
      0
      Ну да и исче подключить к нему автономный газогенератор индивидуального действия... Работает на гороховом супе!!!
    2. অদ্ভুত
      অদ্ভুত জুন 10, 2017 22:18
      +2
      А если на этом дирижабле поместить несколько чугунных бомб, которые описаны в соседней статье и с километров пяти врезать ими по современному фрегату, он превратится в дуршлаг, ибо оные пронзят его от клотика до киля.
      А вот ариев Вы напрасно всуе помянули. Тут есть товарищи, которые за ариев порвут Вас, как маймун газету.
      1. mac789
        mac789 জুন 10, 2017 22:22
        0
        Не чугуниевых, а самарий - кобальтовых, тогда систем наведения никаких не надо - сами к фрегату примагнитятся.
      2. mar4047083
        mar4047083 জুন 10, 2017 22:39
        0
        Погорячился насчёт ариев ,признаю .Конечно мы не наследники цыган и таджиков. Мы потомки Атлантов из Месопотамии (или Океании ),короче не знаю как называлась эта страна ,допишите сами. В любом случаи аэростат лучше. В целом то неплохо? Ох ,как вам не повезло читатели , скоро родится новый писатель. Вы ещё с тоской О.Капцова и К.Сивкова вспоминать будете.
        1. অদ্ভুত
          অদ্ভুত জুন 10, 2017 23:46
          0
          Вы решили взяться за перо? А арии намного древнее атлантов. По Диалогам Платона Атлантида утонула примерно 10000 лет назад. А арии, по Анналам наших сайтовских специалистов далеко за 20000 лет уже жили по всему миру.
          1. mar4047083
            mar4047083 জুন 11, 2017 00:31
            0
            Вы , это не сможете доказать. Оригиналов трудов Платона нет. Всех ваших специалистов будем гнать ссаными тряпками. И я вам гарантирую ,наш аэростат будет намного круче вашего дерижабля. Бомбы мы тоже придумаем (ой , что я говорю ,аэростат привязан телеграфным кабелем ,бомбить своих плохо). Нет мы придумаем ракеты ,управляемые силой мысли. Все ваши доводы (а они могут последовать к несчастью) ,заранее объявляем происками сионистов. Враг будет разбит .Победа будет за нами.
            1. অদ্ভুত
              অদ্ভুত জুন 11, 2017 00:54
              0
              Гаплык Вашему воздушному шару придет оттуда, откуда Вы не ждете. Гринпись Вас за порубку зеленых насаждений на корзины загнобит.
              1. mar4047083
                mar4047083 জুন 11, 2017 12:05
                0
                Так и знал. Сионисты загубят на корню ,любой прогрессивный проект России. Ваши чугуниевые бомбы тоже не подарок. Всё прогрессивное человечество борется за снижение выбросов парниковых газов ,а что такое производство чугуна не мне вам рассказывать (опасно ,сейчас фотографии трудов по металлургии приведёте). Так что ,я со своим проектом как нибудь от Гринпис отобьюсь . А как будете отбиваться Вы с г-н Шпаковским с проектом чугуниевых бомб непонятно. У меня экологически чистый проект.
                1. অদ্ভুত
                  অদ্ভুত জুন 11, 2017 17:05
                  +1
                  Книг по металлургии не буду размещать, но по странному совпадению, я металлург.
    3. telobezumnoe
      telobezumnoe জুন 11, 2017 00:12
      +2
      можно на водороде, в беспилотном варианте.
      1. vpk72
        vpk72 জুন 12, 2017 22:20
        +2
        на метане и дешевле и доступнее и безопаснее.
        масса полезного груза всего в 2 раза меньше на м3.